Здравствуйте. Спасибо. Пожалуйста… Какая магия заключается в этих простых словах? Ведь, говоря, например, «здравствуйте», мы не задумываемся над тем, что первоначальный смысл этих слов: будьте здоровы! Мы произносим это слово почти автоматически.
Но вот вы входите в некий служебный кабинет – за справкой, с каким – либо поручением, по какому – либо делу. По привычке вы здороваетесь, а тот, к кому обращено ваше приветствие, не ответил: может, был слишком занят своими мыслями, может быть, просто не расслышал. «А может он меня не замечает?» – думаете вы. И сразу становится как – то неуютно, совсем не хочется начинать разговор.
Или другой пример: вы идете по улице, навстречу вам некто, с кем вы уже виделись – в гостях, во дворе, в магазине. Вы готовы поздороваться, и лицо само по себе, по внутреннему сигналу приобретает выражение привета, а человек проходит мимо, не обратив на вас внимания. И вроде бы вам до этого человека и дела мало, и вроде бы и потеря не велика, а все равно обдает холодком, и необходимо, чтобы прошло какое – то время, чтобы избавиться от чувства неловкости.
В нашей жизни большое значение имеют знаки внимания. Они способны успокаивать, оказывать своего рода психотерапевтическое действие. Именно такую нагрузку несут повседневные «спасибо», «извините», «пожалуйста». Именно в этом скрыта их власть над нашим настроением.
Пусть такие слова и стандартны, но за этими стандартами стоит многовековой опыт человеческих отношений. С древних времен обычай здороваться за руку означал: посмотри, моя ладонь раскрыта, в ней нет оружия, я тебе не враг. Прошли века, а стандартная формула вежливости – символ дружелюбия. И если мы сталкиваемся с невежливыми людьми, нам становиться как – то не по себе.
Слово может все изменить. Если, задев нас локтем, оттолкнув, человек спокойно поспешил дальше, значит, он не принял нас в расчет, не посчитал нужным. Мы остаемся один на один с этим неприятным чувством. А если сказал «извините», «простите, пожалуйста», то это уже признание, и участие, это те слова, которые нам необходимы в эту минуту.
Точно так же и в магазине. Если нам сказали «спасибо за покупку», улыбнулись, попросили приходить еще, мы испытаем внутреннее удовольствие и обязательно придем еще. А если вся процедура будет происходить, молча, или как это часто делают молоденькие продавщицы – постоянно болтают по телефону и могут просто не обратить на вас внимание, вы, наверное, испытаете внутреннее напряжение.
Есть такой парадоксальный, но психологический точный афоризм: «Могу обойтись без необходимого, но не могу обойтись без лишнего». Речевой этикет _ это как раз то, без чего человеку трудно обойтись.
«Скажи «спасибо», говорим мы маленькому ребенку, когда он, получив игрушку, кивает головой. «Скажи, «до свидания», «помаши ручкой», – учим мы его и снова радуемся, когда малышка машет нам свое маленькой ладошкой.
Пока радует только смышленость нашего малыша, но пройдут годы и нам остро потребуется его «спасибо» как благодарность за наши заботы.
Речь не только отражает отношения – она их создает, окрашивает в теплые, мягкие тона или, наоборот, делает их жестче, суше.
Приветливое «доброе утро» может стать залогом доброжелательного общения. Негромкое, мягкое «спокойной ночи» действует умиротворяющее, успокаивает нас.
И «спасибо», вставая из-за стола, и «будь добр», предваряющее просьбу, и «прости» при неловком движении – как важно, чтобы это всегда присутствовало при общении людей на работе, в транспорте, в магазине, никогда не уходило из семейного лексикона, звучало и в детской речи.
Да не только слово! Короткий жест, движение губ, бровей, наклон головы тоже управляют нашим настроением.
Как порыв ветра, свежесть дождя, шелест листвы дают нам ощущение радостного летнего дня, так слова и жесты, вплетаясь в ткань нашей повседневности, насыщают ее теплом, укрепляют чувство общности с другими людьми, придают ощущение нужности.
Статья подготовлена медицинским психологом Нарчук Л.А. специально для сайта SovetDam.kz